Образ тела или "Я" телесное.

1 декабря 2013 -
article56.jpg

Все мы видим других людей, оцениваем их не только по уму, но и внешне. Даже, наверное, внешность выходит на первое место, а потом уже всё остальное. И оцениваем мы не только чужих, но и родных и даже самих себя. В семье можно часто слышать: "Фу, какие у меня большие уши!" или "Ой, какие у меня губы толстые!", "Вот, почему я такой или такая маленькая!", "У всех руки как руки, а у меня крюки!"... и т.д. и т.п.

Эти фразы не только свойственны нормальным людям, но и инвалидам. Допустим, я никогда не комплексовала по поводу своего тела, хотя оно и иногда такие "па" выделывает!., но это издержки болезни. Или в молодости была относительно фигуристой, а после родов сильно располнела. Ну и что! Некоторые женщины начинают курить, веря в басню, сочинённую когда-то кем-то, что курение спасает от полноты. Однако, знаю много курящих женщин и отнюдь не худеньких. Полнота ещё не повод комплексовать.

Хочу немного написать на тему "Язык тела".

Дело в том, что у нас в голове есть, так называемый, образ тела или «Я-телесное». Мы не отделяем себя от своей оболочки – тела.

Цитата: "Телесное «Я» выступает как неотъемлемый бытийный элемент Эго и является субъективным отражением объективного телесного состояния, включая половую принадлежность. Именно телесное «Я» обладает половой идентичностью, уровнем сексуальности, инстинктами выживания и продолжения рода, гомеостатическими потребностями и мотивами, а также – образом и концепцией своего тела".

В детстве мы ещё не понимаем, не осознаём слова "красивый" и "некрасивый". Ориентируемся лишь по оценке кого-то взрослыми. И прежде всего всё начинается в собственной семье. У мамы с папой есть ребёнок, может и не один, но они почти никогда не задумываются о том, что их чадо слышит, запоминает, копирует то, что вылетает из уст собственных родителей.

Человек с физическими отклонениями острее ощущает и более серьёзнее оценивает своё тело. В разном возрасте это бывает  по-разному.  Некоторые рано начинают понимать, что они не такие как все, причём сами, без помощи близких. Бывает, что такой ребёнок может задать вопрос родителям: "Почему я такой?", а может и не задавать, но делать выводы из отношения к нему сначала близких и родных, потом и чужих.

Отсюда произрастают различные комплексы по поводу собственной внешности. Мы же не говорим: мое тело не красивое? Мы говорим: "Я не красивый!", подразумевая под «Я» собственное тело. В структуре этого образа есть руки и ноги. Есть голова и живот. Есть пальцы и язык… В структуре этого образа присутствуют так же моторика каждого участка тела. Мы знаем как будет двигаться каждый из участков нашего тела.

Если мне  рано пришлось осознать, что мои движения вызывают у людей негативное отношение, порою жалостливое или даже смех, то и моё поведение тоже начинало контролироваться головным мозгом. Что это значит?

А значит это вот что: заранее зная, что мне придётся оказаться в большом скоплении людей (школа, улица, кинотеатр, поезд или ещё что-нибудь), давала мысленную команду своему телу - "Спокойно. Не обращай внимания кто и как на тебя смотрит. Главное, не торопись в действиях. Не напрягайся. Будешь думать о плохом, больше будешь дёргаться."

Установки установками, но всё равно тело не всегда подчиняется голове.

Цитата:

"Образ тела рассматривается как сложное психологическое образование, включающее в себя индивидуальный опыт ощущения, восприятия и переживания тела; представления о своих внешних данных и физических качествах; установки на восприятие собственного тела; эмоционально-ценностное отношение к своему телу." (Тимофеева, 2011)
 
Как же формируется наш «образ тела» или «я-телесное»? Как говорит Шишковская А. В:
"В детском возрасте происходит интенсивное формирование когнитивного и аффективного компонентов образа тела. Среди условий формирования позитивного или негативного образа физического Я в детстве авторы называют воспитание, атмосферу в семье и характер детско-родительских отношений. Так, проявляемые родителями неприязнь, отдаленность, неуважение к своему ребенку переходят у него в дефект самоотношения вплоть до неприязни к себе – своим чертам, физическому облику. В итоге самооценка внешности оказывается практически не связанной с объективными физическими данными ребенка, а зависит от позитивного или негативного отношения со стороны родителей и ближайшего окружения. Причем оценка собственной внешности имеет тенденцию распространяться на самооценку личности в целом, и наоборот – позитивное отношение к себе в целом может делать внешний облик более привлекательным в собственных глазах: «Рост человека, его вес, телосложение, здоровье…"(Шишковская, 2009).
 
Ей вторит Тимофеева:
"Ребенок воспринимает факт неполноценности органа не так же, как его видит внешний наблюдатель, он модифицируется исходя из существующей схемы восприятия индивида»
 
Я вот попробую написать простыми словами, чтобы мои мысли могли понять все.
В этой цитате как-то вскользь затронул тему того, что наше «Я» формируется с детства и прежде всего исходит от родителей…
Вот тут  полностью согласна. И даже, может быть, это и надо ставить во главу всего. Не только мы, инвалиды, подвластны этому влиянию, но и любой ребёнок.
Почему я так считаю? Сейчас объясню. Приведу пример из собственной жизни. Вы же ведь уже знаете, что я  страдаю заболеванием ДЦП, только ещё в более сложной форме — гиперкинезы…

Из своего детства могу сказать одно: мои родители всегда меня заставляли себя воспринимать в таком плане, что я всё могу и если у меня что-то не получается, значит сама этого не хочу. Моей злости, негодования, обиды на них не было предела. Маму свою вообще считала чуть ли не врагом.
 
Только теперь, когда сама стала дважды мамой, понимаю как моим родителям было тяжело так себя вести со мной, но… если бы они меня постоянно жалели, говорили: «Тебе это нельзя делать. У тебя это не получится по такой-то причине… Ты больная, не надо ничего делать, мы сами всё сделаем…» Чтобы с меня выросло???!!! Страшно подумать.
 
Поэтому у каждого человека, не зависимо от того здоров он или имеет какие-то недостатки, собственное «Я» формируется с раннего детства. Ещё будучи грудничком, ребёнок неосознанно пытается повторять какие-то действия за своими родителями, потом подрастая, копирует уже их отношения к людям, к событиям, к друг другу. Потом это чадо вырастает и родители начинают пожинать плоды своего воспитания говоря во всеуслышание: «Ой, ну как же он или она стали вот такими?! Маленькими же такими не были! Кто их сделал такими?» Не узнают в своём отражении самих себя…
 
Так же и на тело своё ребёнок начинает смотреть сначала глазами своих родителей. Если мама или папа говорит: «Ой, какие ножки кривые у нашего сына или дочки!» или «Да что наш ребёнок сможет сделать сам?» какая будет реакция у дитяти? Он же эту фразу будет слышать ни один раз, а множество… поэтому она глубоко засядет не только в мозгу, сердце.., но и в душе.

Не каждый ребёнок, повзрослев, сможет избавиться от клише, которое он получил от собственных родителей и посмотреть на себя, своё «Я», своё тело своими собственными глазами, оценить себя самому…
 
Поэтому родителям иногда надо задумываться как и что они говорят при детях. Потому что мы - их зеркало!
 
Не знаю, может, слишком сумбурно написала. Если что не обессудьте.
 

Похожие статьи:

Общая информацияОдиночество инвалидов - причины и проблемы

Общая информацияЧто такое особое сердце?

Психология и педагогикаКак наладить общение с ребёнком аутистом?

Общая информацияСотрудники авиакомпании Эйр-Берлин не пустили инвалидов колясочников на борт

Общая информацияРождение Доброго сердца

Рейтинг: +1 Голосов: 1 1865 просмотров
Комментарии (2)
Людмила Комсомольская # 15 марта 2014 в 01:36 +1
Спасибо, за интересную статью.
0 # 18 марта 2014 в 20:55 0
Людмила, здравствуйте!
Очень рада вашему комментарию. Спасибо за отзыв и за то, что прочли статью.

← Назад


Объявления