Новый взгляд на причины появления аутизма у детей

5 декабря 2012 -
article25.jpg
Привожу фрагмент книги Михаила Михеева "Демистификация аутизма" которая открывает новый взгляд автора на причины формирования раннего аутизма у детей в нейротипичном мозге. В данной книге аутизм представляется как одна из форм проявления транса. В этой статья рассматриваются свойства транса с точки зрения источника аутичного поведения детей.
В первые месяцы жизни ребёнок лишь «присматривается» к окружающему миру, глядя во все глаза на окружающие его предметы, животных и людей. В это время он «схватывает» основную идею мироздания – определяет верх и низ, осваивает пространственную ориентацию, учится фокусировать взгляд и двигать частями тела, координировать их как единое целое. Получив первую информацию о мире и увидев перемещения в пространстве других людей, он с каждым разом всё настойчивее пытается двигаться и перемещаться в пространстве, повинуясь инстинкту исследователя.

К году ребёнок начинает охватывать сознанием взаимосвязи между явлениями внешнего мира, учится обращаться с разными предметами, игрушками и т.д. Чем старше он становится, тем более детальным представляется ему мир. Если впечатления первых месяцев жизни можно сравнить с грубым карандашным скетчем, то, миновав годовой рубеж, ребёнок имеет в себе уже сложную цветную трёхмерную картину мира, где всё движется, течёт, изменяется. И чем сложнее, детальнее становится мир, тем сложнее становится и сознание ребёнка.

С усложнением мира, открытием взаимосвязей в нём, связано то, что я называю подсознательным выбором стратегии мышления. Во всё усложняющемся мире подсознание ищет более эффективные способы обработки и сортировки поступающей информации. В самом начале, как только впервые появляется подобная проблема, человек интуитивно разделяет мир на две части: то, что уже изучено, игнорируется; а всё новое изучается. Так формируется сознательный фильтр, выбирающий из всего разнообразия мира то, что интересно в данный момент. Этот фильтр вскоре уходит в подсознательную область, однако влияет на всю дальнейшую жизнь человека.

Фильтр восприятия – только один пример из огромного множества мыслительных стратегий, интуитивно изобретаемых человеком за всю свою жизнь. Эти стратегии формируются каждый раз, когда человек осваивает что-то новое – в детстве, в школе, ВУЗе, и далее, в профессиональной сфере. Мыслительные стратегии определяют способ восприятия человеком информации, и напрямую влияют на скорость и качество мышления.Чем шире набор таких стратегий, тем успешнее человек решает задачи и проблемы, видя в них уже известные схемы. С другой стороны, они редко помогают разобраться с чем-то принципиально новым.

Вот ещё примеры мыслительных стратегий:
  • Разбиение сложного для анализа объекта на составные части, и анализ каждой из этих частей и взаимосвязей между ними;
  • Связывание образа предмета со звучанием слова, его обозначающего (например, когда вы показываете ребёнку на бабочку и говорите «бабочка», он связывает образ бабочки и звуковой узор слова вместе);
  • Намеренная ложь – сложная социальная стратегия, требующая оценки разных вариантов развития ситуации;
  • Протягивание руки при рукопожатии;
  • Классификация по признакам;
  • И многие другие…
Мыслительные стратегии составляют значительную часть интеллекта человека. Они управляют нашей жизнью каждое мгновение. Например, вы идёте по улице, и видите, что навстречу вам идёт человек. Вы тут же, моментально узнаёте его – это значит, что сработала ещё одна стратегия – распознавание лиц. Вы даже не подозреваете о том, что в следующее мгновение ваш разум лихорадочно ищет похожие ситуации в вашей памяти, чтобы подсказать вам как действовать, как сейчас отреагировать. У Вас в сознании просто и легко всплывает побуждение пожать встречному знакомому руку и поприветствовать его словами. Так работают мыслительные стратегии.

Но вспомните ситуацию, в которую вы попали в первый раз (например, Вас приглашают прямо сейчас произнести речь перед важными гостями, к чему Вы были не готовы). Вы пытаетесь сообразить, как нужно действовать, и Вас начинает немного потряхивать от волнения. Подсознание пытается отыскать хотя бы отдаленно похожий опыт, но тщетно – Вы в абсолютно незнакомой ситуации. Вы ощущаете, как стресс неприятно охватывает всё тело. Это результат действия древнего спящего механизма, который активизирует внутренние ресурсы организма, чтобы противостоять возможной опасности.

Фобии, мании, неизвестно откуда взявшиеся иррациональные страхи – всё это тоже мыслительные стратегии, скрытые в подсознании.Внимательный читатель уже, наверное, догадался, к чему я начал рассказывать о мыслительных стратегиях…Аутизм – тоже мыслительная стратегия!

Как мы выяснили ранее, сознание человека может пребывать в нескольких различных состояниях, которые в целом можно разделить на два класса: бодрствование и разные степени транса, включая сон (бывает, правда, ещё сверх бодрствование, которое включается в критических ситуациях).

Мыслительная стратегия может не только помогать решать задачи, определять как вести себя в той или иной ситуации, но и изменять состояние сознания.

Итак, получается, что приобретенный аутизм – это одна из мыслительных стратегий, подсознательно выбранная индивидом на начальном этапе развития мышления. Другая, «общепринятая» ветка этого выбора – состояние бодрствующего сознания. Однажды сделав такой подсознательный выбор, человек развивается уже через призму своего состояния, характерным образом воспринимая мир, формируя своё мировоззрение. Чем больше проходит времени, тем больше расходятся
эволюционные пути аутиста и бодрствующего.

При этом бодрствующее сознание идёт по пути внешнего развития, формируя свой интеллект, осваивая социальную сферу межчеловеческих коммуникаций. Он испытывает на себе влияние культуры того региона Земли, где проживает. Поскольку исторически и генетически на планете сложилась цивилизация «нейротипиков», то вся жизнь буквально «заточена» под некоторого среднего нейротипика. Предполагается, что человек обязательно должен иметь множество внешних достижений, служить семье и государству, любить активный спорт, быть социально активным. Любого, кто хоть как-то не соответствует стандартному набору социальных клише, признают «белой вороной». В то же время никого не заботит внутренний личностный мир человека, и, конечно, дети сегодня умеют пользоваться компьютерами, мобильниками и другими электронными игрушками, но не имеют представления о том, как пользоваться собственным разумом. Их не учат с детства принципам запоминания информации, стратегиям формирования впечатлений, логическим рассуждениям. Любые же выдающиеся способности ума рассматриваются как «дар свыше». Здесь я говорю преимущественно о западной цивилизации,сделавшей внешние достижения человека культом, в ущерб внутреннему миру.

На востоке же за тысячелетия до наших дней люди смогли прийти к разумному балансу между внутренним и внешним. Оттуда к нам пришли такие понятия как «медитация» и «молчание ума». В связи с этим мне вспомнился типичный случай, описываемый в разных источниках (например, в книге В. Бойко «Йога. Искусство коммуникации»). Когда американцы приезжают в Индию заниматься йогой, они старательно повторяют все асаны (позы йоги) как им показывают. Проходит год, два, но
прогресса в здоровье и гибкости как не было, так и нет. И только потом они узнают, что ключ к йоге – это медитативное состояние, в котором выполняются все асаны. Что такое? – недоумевают американцы, - Я приехал учиться йоге от первоисточника, а эти вредные индусы, оказывается, скрывают важнейшую часть практики! На самом деле индусы ничего не скрывают, а всё дело здесь в разнице менталитетов. Традиционная культура Индии такова, что люди, воспитанные в ней, весьма спокойные и расслабленные. Большинство населения Индии живёт в ужасной грязи и нищете, но, кажется, будто их это вовсе не беспокоит. Менталитет их таков, что они находятся в гармонии с собой, а при занятии йогой легко и естественно входят в трансовые состояния, сопровождающиеся молчанием ума. И им кажется, что у всех йога должна работать также. Но попробуйте-ка объяснить рядовому американцу, живущему в вечном стрессе, что такое молчание ума!

Стратегия же развития аутиста с момента неосознанного выбора идёт по совершенно другому пути. Вместо внешнего мира он начинает развивать и осваивать внутренние состояния, играть с ними, как обычные дети играют в игрушки. Чем больше он пребывает в трансе и в состояниях подобных трансу, тем сильнее они закрепляются. Но чем сильнее они закрепляются, тем устойчивее и глубже становятся такие состояния. Происходит спонтанное саморазвитие во внутреннем поле сознания в ущерб внешнему.

Но, в отличие от нейротипика, аутист оказывается в проигрышном положении: в цивилизации нейротипиков все развивающие игры и методы рассчитаны только на самих нейротипиков. Поэтому рано или поздно аутист достигает текущих пределов изучения внутренних состояний и ощущений, и его сознание, движимое жаждой познания, оборачивается наружу, откуда проникают разные образы, звуки, запахи. Он попадает в некую ловушку: с одной стороны, внутренний мир освоен и сознание обращено вовне; с другой стороны, он находится в точке равновесия, и чтобы выйти оттуда, нужно приложить сознательные усилия в сторону неосвоенной области состояний сознания. Таким образом, его можно уподобить человеку, свалившемуся в тёмную пещеру, и неспособному оттуда выбраться своими силами. Сквозь маленький лаз в эту пещеру проникают небольшие обрывки окружающего мира, но чтобы увидеть этот мир, нужно выбраться из пещеры. Но это ещё не вся картина. Дело в том, что для человека, находящегося в трансе, внешние звуки, цвета, фактически любые образы ещё более усиливают состояние транса. Они поставляют опору для медитации (если помните, выше я писал про медитацию на разные предметы, звуки, и т.д.). С этого момента начинается новое исследование аутистом своих состояний, продолжающееся всю жизнь, перемежаясь иногда с попытками выползти «наружу», туда, откуда приходят образы.

Теперь, надеюсь, родителям стало яснее, что чувствует их аутёнок. Образы, звуки, проникая в его сознание, вместо того чтобы вызывать активное осмысление, классификацию, формирование отношения к происходящему, вводят его в транс, порождая остановку мыслей и чистое сознание, сфокусированное целиком на восприятии. В таком состоянии просто невозможно мыслить, запоминать слова, активно относиться к происходящему. Сознание цепляется за образы, являющиеся топливом для транса. Здесь, конечно, речь идёт о предельно глубоких состояниях, только чтобы показать аутизм в чистом виде. Обычно же степень аутизма варьируется – от глубокого
аутизма Каннера до среднего или даже почти незаметного аутизма Аспергера.

Последние аутисты отличаются тем, что путём личных усилий освоили также состояния, приближающиеся к бодрствованию. Их мыслительный поток не остановлен, но ослаблен, иногда инертен, тягуч, словно мёд, с эпизодическими провалами в более глубокий транс.

Но почему транс так затягивает? Почему закрепляется эта мыслительная стратегия, ведь, формально рассуждая, в трансе нет ничего интересного – полное торможение мышления и почти полная сенсорная слепота. Но это только на взгляд нейротипиков, ни разу не бывавших в управляемом трансе.

Находясь в таком состоянии, человек испытывает ряд особо приятных ощущений, которые не отпускают от себя, действуя словно положительный раздражитель. Экспериментируя с разными видами транса, я установил, что в этом состоянии человек испытывает покой, уравновешенность, и полное отсутствие мыслей и эмоций (вот почему про аутистов иногда говорят, что они «бездушны как компьютеры», хотя, конечно, это не так). Находясь в трансе, возникают некоторые ощущения в теле: в груди чувствуется приятное ощущение, какое бывает когда человек занимается любимым делом; в точке между глаз («третий глаз») может появиться лёгкая ломота; в голове тоже возникают некоторые эффекты, правда настолько сложные, что я затрудняюсь их описать. Но наиболее яркие ощущения проявляются при медитации на какой-либо предмет или звук – возникает иррациональное чувство удовольствия, которое при качественном погружении захватывает внимание, и ты как-бы растворяешься в нём.

Чтобы лучше понять состояние транса я приведу такую аналогию: представьте, что вы пришли домой с лыжной прогулки. На улице -20°, лёгкий снежок, в вашем теле приятная ломота после прохождения лыжной трассы. Вы слегка озябли, разжигаете камин, садитесь перед ним с чашкой горячего чая, и чувствуете, как тепло от камина согревает вас, пробираясь внутрь. Вам тепло, хорошо, уютно, не хочется ни о чем думать…

Вот это и есть характерные ощущения для понятия транса.

Похожие статьи:

Лекарственные средстваНейролептики нового поколения

Лекарственные средстваСероквель в сравнении с другими нейролептиками

Лекарственные средстваПрименение нейролептика Клопиксол

Лекарственные средстваПрименение Рисполепта у детей при лечении шизофрении и аутизма

Заболевания и диагнозыДетская шизофрения: признаки и особенности заболевания у детей

Рейтинг: +1 Голосов: 1 6831 просмотр
Комментарии (2)
Гепард. # 5 июня 2013 в 05:06 0
Хотел использовать эту статью для зачета по психологии но не нашел заключения(
Администратор # 5 сентября 2013 в 16:22 0
Заключение можно придумать самостоятельно, как раз домашняя работа к зачёту.

← Назад