Как наладить общение с ребёнком аутистом?

7 апреля 2014 -
article62.jpg

Учёные психиатры из США опубликовали новые результаты своих исследований, посвящённых такому распространённому заболеванию, как аутизм. Если раньше было известно, что в среднем аутизмом страдает каждый 90-й ребенок, то теперь результаты оказались менее оптимистичными - оказалось что это заболевание встречается у одного из 68 учеников младших классов. Разделение по гендерному признаку осталось прежним: среди мальчиков аутизм встречается чаще – 1 случай аутизма на 42 человека.

В нашей стране подобных исследований не проводилось, однако к сожалению, распространённость аутизма среди детей у нас не меньше: просто из-за недостаточной квалификации специалистов по детской психиатрии в регионах, далеко не все случаи аутизма в РФ своевременно выявляются. Отчасти из-за этого, когда увеличилось количество психиатров и психологов, специализирующихся на изучении детского аутизма, количество выявленных детей с этим диагнозом стало расти.

Несмотря на то, что у детей с аутизмом наблюдается совершенно иное восприятие мира, тем не менее для таких детей особенно важна правильная социализация: им очень важно находиться рядом со своими сверстниками и общаться с ними. кроме этого, ученые учёные также установили, что коммуникативные связи также положительно влияют и на здоровых детей: это учит их сочувствовать и смотреть на ситуацию с разных точек зрения. 

Ниже я постараюсь рассказать о некоторых простых особенностях – которые помогут обычным детям и их родителям правильно вести себя в компании с ребёнком аутистом.

  1. Аутизм – это один из видов инвалидности или как сейчас принято говорить - причина ограниченных возможностей здоровья. Это означает, что у аутиста отсутствуют какие-то конкретные общепринятые способности, но, в целом, он ничуть не хуже других. Он может быть очень умен и талантлив, однако это не всем заметно и понятно. В современной науке существуют методы коррекции аутизма.  Мы привыкли к тому, что инвалидность во многих случаях заметна внешне: например человек не может ходить, видеть, или слышать. Однако при аутизме человек выглядит совершенно обычно, но его мозг работает не совсем так, как у остальных. Ему гораздо сложнее находиться в сложившейся социальной среде, а также говорить, понимать услышанное от других людей, общаться и заводить друзей.
  2. Человек с аутизмом видит мир совсем не так, как все остальные. Он по другому воспринимает окружающую действительность: звуки, цвета, запахи или прикосновения. Совершенно обычные для нас вещи – например, шум улицы на заднем фоне, для аутиста могут быть очень сильными раздражителями, как, например, вой сирены. Человек с аутизмом может не переносить прикосновений или слишком сильно реагировать на запахи, которые другим кажутся совсем слабыми. Поэтому не надо удивляться, если ребенок с аутизмом испугался резкого звука, или если он носит беруши, специальные наушники или темные очки – это может быть ему необходимо. Но с другой стороны, именно благодаря своей особой чувствительности многие люди с аутизмом воспринимают мир ярче, чем другие.
  3. Некоторые дети с аутизмом испытывают сложности с разговорной речью: они либо не говорят, либо говорят совсем мало, но это не значит, что они ничего не понимают. На самом деле они все воспринимают, но не могут отреагировать на это словами. Трудности с речью не показатель того, что они глупые. 
  4. У детей с аутизмом, которым сложно разговаривать, могут быть свои способы общения. Они, например, показывают на предметы рукой, используют специальные жесты (подобно глухонемым и слабослышащим), а также люди с аутизмом могут общаться специальными карточками с картинками или напечатанными словами. Если человек общается не так, как вы, привыкли, это не значит, что он глупый. В таких случаях следует проявлять терпению и выдержку, чтобы понять что именно этому человеку от Вас нужно.
  5. Довольно часто дети с аутизмом могут делать странные движения или издавать необычные звуки. Например, некоторые аутисты постоянно качаются взад-вперед, трясут кистями рук, мотают головой или постукивают ногами. Таких движений не надо бояться. Они случаются непроизвольно, и, очень часто, они доставляют человеку с аутизмом удовольствие. Многим такие движения помогают успокоиться или лучше думать, а иногда странные движения руками значат, что человек просто счастлив или чему-то рад.
  6. Если некоторые дети с аутизмом почти не говорят, то другие могут рассказывать без умолку про то, что им интересно. У детей с аутизмом могут быть совершенно разные увлечения: поезда, космос, животные, открытки или компьютеры. У всех бывают любимые темы, но у аутистов  наблюдается некоторый перекос интересов. Поэтому если вдруг в разговоре с аутистом Вы чувствуете, что тема разговора Вам не интересна - то постарайтесь переключить внимание аутиста на что-то другое.
  7. Вы замечали, что когда люди разговаривают, то они непроизвольно начинают смотреть друг на друга и заглядывают друг другу в глаза? Людям с ауизмом такой взгляд может казаться пугающим и неприятным. А некоторые не способны одновременно смотреть в глаза своему собеседнику и воспринимать его речь. Поэтому, если человек с аутизмом на вас не смотрит, то это не значит, что он обижен, не хочет с вами общаться или не слышит вас. Возможно, он как раз очень внимательно вас слушает.
  8. Люди с аутизмом не всегда могут правильно понять ваши чувства по выражению лица и другим привычным нам признакам. В разговоре они уделяют внимание лишь словам, и часто понимают эти слова буквально. Поэтому общаться с аутистами лучше максимально прямо – без шуток и иронии, иначе аутисты могут просто Вас неправильно понять.
  9. Обычным людям тоже бывает сложно понять, чувства ребёнка с аутизмом. Одной из особенностей аутизма является то, что при аутизме совершенно иначе выражаются эмоции в голосе или на лице. Но если у человека замершее выражение лица и монотонный голос, то это не значит, что он ничего не чувствует! Если вы не понимаете, как человек с аутизмом к чему-либо относится, то просто спросите его напрямую.
  10. Иногда может показаться, что аутичный человек совершенно не интересуется другими людьми, но это не так. Аутистам, так же как и всем остальным людям важны общение и друзья.
У аутистов довольно часто возникают трудности с начальной коммуникацией. Аутисты часто не знают, как правильно начать общение, как завести знакомство, и, в итоге, могут просто показаться невежливыми, или наоборот – сторонятся своих сверстников. Поэтому очень важно, чтобы обычные люди сами стремились к общению с аутистами. Будет очень хорошо, если Вы первыми предложите общение. И в его лице вы, скорее всего, сможете найти человека, который будет очень ценить вашу дружбу.
 
Ну и главное, что нужно помнить – все люди разные, и у каждого бывают свои «странности», все зависит лишь от того, что мы называем нормой. И если мы научимся принимать тех, кто отличается от нас, наша жизнь станет ярче и богаче. Со своей стороны я могу посоветовать прочитать рассказ неподражаемой английской писательницы Кэти Летт о непростых взаимоотношениях общества и ребёнка с аутизмом. Эта книга называется "Мальчик, который упал на землю". В этой книге в слегка ироничной форме описываются особенности жизни одной английской семьи, в которой воспитывается ребёнок-аутист.

Похожие статьи:

Общая информацияЧто такое особое сердце?

Общая информацияОдиночество инвалидов - причины и проблемы

Общая информацияСотрудники авиакомпании Эйр-Берлин не пустили инвалидов колясочников на борт

Инвалиды и обществоОбраз тела или "Я" телесное.

Общая информацияРождение Доброго сердца

Рейтинг: +1 Голосов: 1 5740 просмотров
Комментарии (1)
0 # 8 апреля 2014 в 13:00 0
Мне кажется, что люди с таким заболеванием( как дети, так и взрослые) были и раньше. Только на них никто не обращал такого пристального внимания, как сейчас. Они вместе со всеми ходили в школу и точно также как и все приспосабливались к социуму.
Согласна с Еленой Викторовной:
все люди разные, и у каждого бывают свои «странности»
на все 100%.
От странностей никто не застрахован.

← Назад