Воспитание детей с инвалидностью - инклюзивные проблемы

14 октября 2013 -
article49.jpg

Появление особого ребёнка для любой семьи это чрезвычайное событие. Особенно в тех случаях, когда родители узнали, о том, что произошло внезапно. Сначала всегда возникает шок, а затем попытка осознания того, что произошло. Первый вопрос, который задают себе молодые родители - это за что и почему... Результатом такого обдумывания является подступающее чувство вины родителей особого ребёнка: они испытывают чувство вины: перед ребенком, перед семейным партнером, что так вышло, что они не справились со своей задачей, и ребенок родился с некоторыми проблемами. И, стараясь компенсировать это чувство вины и доказать себе ли, ребенку ли и другим, что он ничуть не хуже остальных, даже с такими особенностями, они нагружают его сверх меры, таким образом развивая его. Однако это не лучшее решение, так как подобные нагрузки на ребёнка изматывают его - ведь на самом деле тяжело не только родителям, а тяжело самому ребёнку.

 

Ребёнок с особыми потребностями нуждается в особом развитие. Прежде всего, воспитательный процесс такого ребёнка должен быть как можно более ближе адаптирован к его возможностям. Естественным является то, что ребёнок не должен сиднем сидеть в квартире, однако занятия должны быть прежде всего интересны для ребёнка и быть ему по силам. Да, хорошо, когда твой ребенок многого добился, но не высока ли плата за такой успех?

Традиционная педагогика нашей страны работала на основе принудительного воздействия на детей. Отголоски этого можно видеть в некоторых психологических особенностях старшего поколения - ведь они с детства привыкли всё делать через силу. Однако сейчас, в 21 веке появилось осознание того, что в воспитании детей можно добиться результата не менее впечатляющего, не тратя столько лишних сил. Каждый ребенок индивидуален, а каждый ребенок с проблемами здоровья, тем более. И вот тут наиболее остро всплывают проблемы инклюзивного образования, ведь инклюзивные школы будут под силу далеко не всем детям.

Например, если ребенка - колясочника каждый день возить далеко в специальную школу (не будем забывать, что лифты есть не везде и не каждая семья живет на первом этаже), а после нескольких дней посещения он на две недели выпадает из процесса с ангиной, потому что у него слабый иммунитет. В результате предполагаемая польза инклюзивного образования превращается в реальный вред. И ещё более актуальна такая проблема для детей сердечников - ведь у них дефекты развития надёжно скрыты грудной клеткой, однако проблем со здоровьем у них от этого не меньше.

Конечно, для любого ребенка важно общение, а для особых детей - общение в дифиците. Но для того, чтобы общаться с друзьями, совсем не обязательно посещать школу каждый день, можно её посещать раз в неделю, а остальное общение компенсировать через совместные мероприятия в выходные дни, в которых будут участвовать не только дети, но  их родители. Тогда будет происходить тот же самый процесс социализации для ребенка с ограниченными возможностями с одной стороны, и приобретение терпения, толерантности и доброты "условно здоровым" его сверстником. Однако здесь возникает проблемы изоляции от общества родителей особых детей - сами родители чувствуют себя "особыми" и им становится неуютно в кругу родителей здоровых детей.

В наше время отношение общества к домашнему обучению чаще всего негативное. Хотя раньше это существовало и в семьях были гувернеры, гувернантки, приходили учителя, и дети получали образование, сейчас это удел только богатых и обеспеченный семей, к которым особые дети не относятся.

Несомненный плюс домашнего обучения состоит в том, что все внимание учителя обращено на ребенка. Он может четко объяснить материал, у него есть больше времени для разбора сложных правил или формул, поэтому качество такого образование в несколько раз лучше обычного школьного. Однако следует помнить что в общеобразовательной системе количество часов выделяемых на домашнее обучение гораздо меньше необходимого, что сводит на нет его эффективность.

Еще один положительный момент состоит в том, что ученик всегда должен сделать домашнее задание, потому, что у него нет стандартной отговорки. Он привыкает, что его спросят всегда, это учит ответственности, дисциплине, умению планировать свое время. А эти качества очень пригодятся во взрослой жизни. Хотя конечно нужно понимать, что такие качества как умение сосредоточиться, планирование и классификация зависят от многих причин, и у каждого ребёнка эти возможности разные.

Чувство вины, является ложным, потому что во многих случаях появление особого ребёнка невозможно предотвратить. Поэтому нужно продолжать жить не делая из себя и своего ребенка, заложником своей вины или своих амбиций. Ведь он так нуждается именно в Вас, в Вашей любви и заботе. Любите своих детей, умейте их слушать, слышать и понимать. Думайте о них, и это вернется к вам сторицей. Не забывайте - что особому ребёнку нужна особая любовь и особая забота. Однако не перегибайте палку, иначе возникнет гиперопека, о которой мы поговорим в следующей статье.

Похожие статьи:

Психология и педагогикаСтереотипное мышление

Психология и педагогикакак рассказать вашему ребенку, что у него аутизм или синдром Аспергера

Заболевания и диагнозыСиндром Вильямса (лицо Эльфа) - причины, симптомы, прогноз

Общая информацияПроблемы социальной адаптации инвалидов

Психология и педагогикаПроективные методики в детской психологии

Рейтинг: +1 Голосов: 1 2279 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

← Назад