Кому противопоказано домашнее обучение?

16 октября 2015 -
article74.jpg

Ещё одна статья из серии обсуждения возможности применения инклюзивного образования для особых детей. Как и в предыдущей статье, здесь мы рассмотрим отрицательные и положительные стороны применения инклюзивного подхода в образовании детей с расстройством поведения и синдромом дефицита внимания. Статья также написана от лица мамы, которой пришлось столкнуться с особенностями школьного образования, и на основе её опыта, попробуем понять, в каких случаях инклюзивное образование лучше чем домашнее обучение.

Я хочу высказать несколько соображений по поводу инклюзии на основе собственного школьного опыта и опыта ребенка. В наибольшей степени это будет касаться детей с дефицитом внимания и проблемами с концентрацией. Двойных диагнозов тут много, так что может быть это окажется кому-то полезным.

У меня у самой СДВГ. У моего ребенка синдром Аспергера и СДВГ. Нам обоим абсолютно противопоказано домашнее обучение. И вот почему:

  1. Я училась в обычной "средне-приличной" школе. Меня не травили, точнее пытались, но я как-то оказалась к этому нечувствительна. Словесные оскорбления меня не задевали, а физические прекратились после того, как я, приличная девочка, отлупила зачинщиков и это привлекло, наконец, внимание учителей. Но травле долгое время подвергались мои совершенно нейротипичные друзья, травили по разным поводам: вес, очки, плаксивость... Травля - это очень серьезно, с этим нужно работать, но это не уникальная проблема атипичных детей. Это общая проблема.
  2. Так получилось, что в конце школы мне пришлось по состоянию здоровья быть дома и учиться на домашнем обучении. Это было совершенно ужасно и кончилось неаттестацией за четверть, потом пришлось нагонять. При этом я хорошо училась, я могла и тянула программу. Еще у меня именно в этот период начались проблемы с социализацией, я стала дичать, я разучилась общаться со сверстниками, стала чувствовать себя очень одинокой и несчастной и, как я сейчас понимаю, пережила настоящую подростковую депрессию. Это очень плохо отразилось на всей последующей жизни.
  3. До сих пор, а мне почти 40, я с трудом переношу заочное и дистанционное образование и работу из дома.Если есть выбор очное или заочное я всегда веберу очное. Если дистанционное образование это необходимость я соблюдаю определенные, можно сказать кровью и потом отработанные правила.Сейчас, если мне нужно работать или учиться из-дома - я иду в библиотеку.

В результате мы имеем 2 разные сферы проблем:

Первая - с самим обучением. Сенсорная перегрузка в школе случается в основном на переменах, а на уроках все-таки должно быть тихо. Когда ты учишься дома тебя отвлекает все и нет учительницы, которая заставит отвлекающие тебя звуки исчезнуть. У соседей лает собака, ты не можешь на это повлиять. Наверху делают ремонт, за окном грохочет газонокосилка и ездят машины и ты все это слышишь! И ничего, кроме наушников тебе не поможет. Даже если тебе удается создать среду без отвлекающих аудио и визуальных факторов, погрузиться в тишину и начать сосредотачиваться тут возникает следующая проблема.

Людям с дефицитом внимания тяжело структурировать и планировать. Ты учишься, ты не сидишь без дела, но работу не можешь доделать. Особенно это касается более старших классов, где уже не просто спиши слова и реши задачу, а где нужно сделать проект целиком, от начала и до конца. Ты начинаешь вязнуть в деталях, делаешь больше подготовительной работы, чем все окружающие и все равно не можешь увидеть целое и доделать. Этот навык нужно прокачивать в себе годами!!! Я до сих пор не во всех сферах им овладела.

В младших классах это превращается в отказ от учебы, ребенка невозможно посадить за уроки. В старших и в вузе это заканчивает тревожностью и паническими атаками, ты не можешь перестать учиться, пойти спать, отложить курсовую. Ты не можешь расслабиться. При этом ты устаёшь и изматываешься, ты делаешь ошибки и нет никого, кто сказал бы тебе: стоп - иди спать, доделаешь завтра. Только ты сам, но ты уже не соображаешь.

У людей с рассеянным вниманием не возникает привычного алгоритма от несколько раз сделанной работы. Грубо говоря, нам нужно в десятки раз больше повторений, а еще визуальные напоминания, в еще возможность увидеть все шаги в виде схемы. И эту схему ты сам себе нарисовать в новой области знаний не можешь.

И наконец конкретно мне, и многим гиперактивным, намного легче дается работа на уроке и устный ответ, чем письменная работа. Мы не дураки, очень часто мы много читаем и много знаем и можем даже блеснуть на уроке. А дома не можем!! И оставленные дома мы не получаем похвал от учителя, мы не получаем ощущения того, что мы что-то знаем, наоборот, нарастает чувство собственной не успешности.

Просто как пример, я учу сейчас шведский. Со мной училась на прошлом курсе девочка, которая едва говорит, намного хуже чем я понимает на слух, но пишет сочинения на 5 листах! А я с чудовищным трудом выдавливаю из себя полтора. Зато на уроке я работаю в полную силу и учитель видит это, я вижу, что она видит и я понимаю, что все не зря.

Другая сфера сложностей - социум. Пограничные случаи: СДВГ, люди на самом краю спектра, дислексики и прочие люди с каким-то особенностями, они постоянно находятся в тревоге. Социум сложен. Как только ты перестаешь в нем бывать, ты теряешь привычку соблюдать множество невидимых правил. И ты начинаешь чувствовать себя чужеродным и отторгнутым. Даже если раньше этой проблемы не было.
Если у кого-то из вас есть опыт выхода из затяжного декрета обратно на работу - вспомните этот стресс и и умножьте как минимум в 10 раз. Вот так я себя чувствовала входя в класс после той долгой болезни. Я забыла, как все неписанные правила, как и о чем говорить с одноклассницами, как себя вести на уроке и прочее.

Теперь про ребенка. Он был сначала в обычном саду в Питере и это было ужасно! Потом в частном саду и это было прекрасно!

Потом мы переехали в Швецию, переезд дался нам очень трудно, ему особенно. Первый два года он учился в спецклассе. У спецкласса есть плюсы, он выучил язык, с ним много занимались индивидуально, там хорошие педагоги. И минусы - ребенок начал стремительно терять социальные навыки. Он стал копировать поведение более сложных детей. Сенсорной перегрузки там не меньше, а больше, потому что сложные дети кричат, истерят и заводят друг друга и так по кругу.

Два года я ругалась со школой и просила об инклюзии. Сейчас мы ее получили и все идет хорошо. Не без проблем, бывают конфликты с детьми, и очень трудно с домашней работой, и друзей у него пока нет. Но он перестал дичиться. С мая он принимает лекарство от гиперактивности и с августа ходит в обычный класс. В той же школе, без тьютора. Есть специальные педагоги, они участвуют в процессе. Учительница класса очень старается!!!! Мальчик очень старается!!! Есть недовольные инклюзией родители, но есть и те, кто нас поддерживают, спасибо им.

Мы много обсуждали в семьей, что у всех есть свои сложности. Это постоянно обсуждается в школе. Несмотря на существующие проблемы, все-таки в шведской школе гораздо более толерантная атмосфера. У нас есть ощущение огромного прогресса. Ребенок вернулся на привычный уровень своей собственной социальности. Он не будет душой класса, он будет таким, каких было множество в нашем собственном детстве, немного странным мальчиком, ботаником. Ну и пусть! Слава Богу, в нынешнем мире быть ботаником не стыдно.

Я прекрасно понимаю, что в России с терпимостью гораздо хуже. Зато в России есть частные школы (здесь они тоже есть, но ребенку с диагнозом там хуже, чем в государственной), у кого-то получается выбить тьютора. И в России есть домашнее обучение, которого в Швеции нет в принципе. Но домашнее обучении как решает проблемы, так и создает. И нагрузка, которая падает на родителей детей с СДВГ при надомном обучении огромна и она не сокращается к подростковому периоду, а возрастает.

Поэтому я и написала свой пост, просто как взгляд с другой стороны.

Похожие статьи:

Психология и педагогикаОпыт инклюзии - положительные и отрицательные стороны

Общая информацияДоступность среднего образования для детей-инвалидов

Общая информацияМузей деревянного зодчества

Общая информацияДля чего нужен русский язык (А. Потапов)

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1079 просмотров
Комментарии (1)
Татьяна # 20 октября 2016 в 07:13 0
Спасибо Вам за Вашу статью! После прочтения мне стали понятны чувства, которые испытывают такие ребята. Благодарю!

← Назад