Опыт инклюзии - положительные и отрицательные стороны

15 октября 2015 -
article73.jpg

В последнее время нередко приходится слышать о таком явлении, как инклюзивное образование детей инвалидов. Это означает создание специальных условий в школах, которые позволяют детям инвалидом учиться вместе с обычными детьми. Такой подход должен способствовать тому, что дети и особыми потребностями учатся в реальной общественной обстановке тем самым способствую становлению ребёнка как полноценной личности. С другой стороны при таком подходе здоровые дети со школьной скамьи привыкают к толерантности, и обучаются тому чтобы правильно относиться к людям с особыми потребностями. В теории всё выглядит хорошо, а вот как это реализуется на практике? Готовы ли наши к школы к подобной схеме обучения?

В этой статье я хочу поделиться опытом инклюзивного образования для ребёнка с ЗПР. Этот опыт не совсем удачный, и он очень хорошо иллюстрирует проблемы, с которыми сталкивается наша отечественная школа на пути к инклюзивному образованию. Эта история написана от лица мамы, которая напрямую столкнулась с нашим инклюзивным образованием.

У моего ребенка нет РАС, у него ЗПР, СДВГ, незрелость ЭВС,недоразвитие речи системного характера 3 уровня - это в совокупности дает некоторые поведенческие проблемы, описывать их не буду, все и так понимают.

В 8 лет мы пошли в 1 класс в общеобразовательную школу со справкой от ПМПК, где было написано: адаптированная образовательная программа с учетом психофизических особенностей ребенка. Нам попался педагог с опытом работы с детьми ЗПР, образовательная программа - Школа России. Началась наша учеба (реально "наша", потому что я из школы и домашних заданий не вылазила).

Учитель посадила ребенка за последнюю парту (он высокий), хотя я настойчиво просила о первой, но нам было отказано. Придет сан.пин, что я скажу - вот ответ был. На последней парте мой ребёнок просидел год. На одном месте (его даже не пересаживали ни разу), ничего не делая, и всё время один. На уроках он играл, рисовал, но только не писал и не решал. Поведение - разнос. Сидеть долго не мог, утомлялся страшно. Ронял на себя гардину, опрокидывал парту и падал со стула - настолько сильно он крутился во время уроков. С детьми отношения выстраивал крайне трудно и долго, они его не принимали, били, пинали, закрывали в туалете и заставляли целовать мальчика. Он приходил вечно со следами подошв на штанах.

Я его забирала из школы в 12 часов дня, и мы с ним дома дублировали всю программу, писали в прописях и тетрадях. Фактически, я проводила с ним все те уроки, которые он отсидел в школе. Я оставила всю работу, занималась только ребенком. Домашнее задание от учителя было добиться нереально почти. Она требовала, чтобы он его записывал, а он не писал ничего. Она не вела электронный дневник и мы делали многое по наитию. Педагог всегда была со мной приветлива, дружелюбна и не выносила мне мозг жалобами, но это только и только потому что я сама дефектолог. Права своего ребенка и ФГОСы я знала хорошо, а еще знала, что в Министерстве Образования всегда рады мои жалобы послушать.

После первой четверти педагог сказала - не могу, выводите на домашнее обучение. Хорошо, подумала я, может и правда, так лучше, ибо пошли драки, он все равно не учился. С этим пошла к директору, которая меня развернула назад и сказала-пусть педагог работает, а не стремится выкинуть неугодного ученика и получать за надомника, как за половину класса . Посмотрим по результатам первого класса, если что, то вопрос о домашнем обучении рассмотрим во втором классе, не раньше. С этим мы и остались.

Ах да, адаптированная образовательная программа, которая нам рекомендована по ПМПК была скачана учителем по интернету и ни разу не применялась при работе с ребенком. Весь первый класс ребенок письменно не работал на уроках. У доски отвечал, рассказывал, но письменно - категорическое нет. Был один плюс - начал адаптироваться среди детей, хотя из 26-ти человек дружил только с двумя. Настаивать на применении этой программы было нереально, у учителя образование ПТУ и из почти 50-ти её лет, только 4 года опыта работы (и все с ЗПР детьми). Она не сможет даже скачанное реализовать в своей практической работе.

К концу первого класса мой ребенок умел все то, чему научила его я: читать, писать, считать, решать задачи. С усвоением материала дома не было никаких проблем, но я понимала,что во втором классе будет все непросто, так как пойдут оценки и контрольные работы, классную писать будет необходимо, поэтому уже в августе была настроена требовать и программу, и коррекционные часы и перемещения ребенка на первую парту. Не пришлось. Педагог уволилась, пришла новая. Тоже с опытом работы 5 лет по 7-му виду, с большим опытом работы по норме.

Она сразу мне сказала, с первых дней: я не знаю, что с этим ребёнком делать. Когда такое тебе говорит педагог с общим стажем больше, чем твой возраст, становится больно за педагогику вообще. Надо отдать должное, она пересадила его ближе, на третью парту. На 1-ую не положено по санпинам - опять я услышала это. Я было ей начала говорить про коррекционные часы, программу, которую она обязана написать, и пр., но получила ответ - а мне некогда! При этом педагог активно занималась репетиторством за денежку.

Проучились мы с ней месяц, до входных контрольных на которых я сидела рядом с ребенком. Именно тогда я поняла - надо бежать..В течение 5-6 уроков учитель "разговаривает с детьми" тоном надзирателя в СИЗО. Постоянный крик до гримасы на лице. Но это ей не помогает успокоить детей, в классе шум, возня, суета.

Оценки - это отдельная песня. О том, что детей с ЗПР оценивают и спрашивают иначе педагог и не слышала вовсе. Оценки пошли очень мотивирующие: 2, 3, 2, 3, 2, 3. За логопедические ошибки, за оформление (у ребенка с дисграфией) - за все минус балл, а в тетрадях ребенка по прежнему почти пусто. Четверть классной работы по математике, число и "классная работа" по русскому. И опять: я не знаю, что делать, это мега-сложный ребенок, я бессильна, у меня нет времени, я его не аттестую. За контрольные работы на которых я сижу с ребенком - 3. И не выше, потому что " вы же с ним рядом сидите". Я поняла, что ничего хорошего нас не ждет, и что она его выдавит, вытравит все равно, на второй ли год, академической задолженности понаставит - все одно. Нам придется там выживать. Требовать от нее что-то - это тоже самое что идти на конфликт.

Проучившись месяц мы ушли. Сбежали. В интернат для малообеспеченных и многодетных семей, так как только там на весь город в 1.500.000 человек остались классы 7-го вида. Учимся всего неделю. За неделю результат превосходный: ребенок бежит в школу, роняя сменку, нашел быстро себе друзей, таких же, как он. Они играют, общаются, понимают друг друга, дружат. Тетради, в них классная работа - 100% выполнена. От и До, я сама в шоке, я не ожидала такого. Оценки 4 - 5. Учитель говорит - ребенок учится лучше всех в классе, читает, пишет, отвечает, работает.

Да, не без минусов. Детки есть разные, социально запущенные,с агрессией, но и в норме мы этого не были лишены. Здание школы старое, класс бедный, но и в норме у нас нет евро ремонтов нигде. Здесь нормальный процесс обучения: к 9-ти на уроки, по 15-20 минут перемена, постоянные динамические паузы на уроках, 10 человек в классе. Учитель успевает спросить всех, подсесть к каждому, объяснить каждому материал. Если ребенок болел, педагог берет дополнительные часы и занимается с ребенком индивидуально. Этого не надо требовать, это естественно. Оставлять детей можно до 6 часов, после уроков, которые заканчиваются в 13.30 всегда дети играют, гуляют под присмотром воспитателя, делают уроки с педагогом, питание бесплатное. Два раза в неделю кружок (рисование, лепка, конструирование, фото), куда их тоже водит педагог. Все это удовольствие стоит 100 р. в месяц и то идет на расходные материалы. Сама школа полностью на государственном обеспечении. Адекватное домашнее задание, мы идем дома по программе вперед и ребенок уже приходит в школу со знанием материала.

Чего я боялась изначально и цеплялась за этот ад инклюзии с бездарнейшими педагогами и почти 30-ю детьми в классе? Зачем мы потеряли год учебной жизни в этой общеобразовательной школе, где нет, не было и еще лет 50 не будет никаких условий,где педагоги не готовы к таким детям, а если и имеют опыт работы, то исключительно и только корысти. На деле невозможно вести инклюзию, если ты не специальный педагог, если ты не понимаешь, не знаешь особенностей этих детей.

Отсюда можно сделать самый важный вывод касательно инклюзии - наши обычные школы не готовы к этому. При отсутствии специалистов и отсутствии условий в школах, нельзя вводить инклюзию.

Похожие статьи:

Общая информацияДоступность среднего образования для детей-инвалидов

Психология и педагогикаВоспитание детей с инвалидностью - инклюзивные проблемы

Общая информацияПовышение выплат родителям детей инвалидов

Психология и педагогикаКому противопоказано домашнее обучение?

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1367 просмотров
Комментарии (1)
Алина # 19 февраля 2017 в 21:40 0
Какая может быть инклюзия в классе где обучаются 30 чел? Начать нужно с того что нет условий, учителю действительно некогда, а если ещё и особый ученик - это нереально сложно.

← Назад